До сих пор мы рассматривали свет, непосредственно созданное источниками света. Но тела, которые мы видим, могут, не излучая сами, отсвечивать свет от других осветителей. Окрашены разными красками поверхности, отсвечивают по-разному, поглощая определенную часть спектра. Если из полного спектра, удалить один из цветов, то цвета, которые останутся, называются цветовым дополнением.
Цвете и их дополнения приведены в таблице
Это свойство света используется при выделении определенного цвета с помощью светового фильтра, а также при распечатке на бумаге. При печати задача будет заключаться в создании с помощью отсвечивание на бумаге аналогов источников красного, зеленого и синего цветов. Для этого воспользуемся попарно смешанными цветами: голубым (cyan), пурпурной (magenta) и желтым (yellow). Дополнением к красному цвету является голубой (или сумма синего с зеленым), значит голубой рефлектор поглощать красную составляющую. Условно обозначим это как
C = B + G (-R).
Дополнением к желтому служит синий. Такие же соображения приведут к записи
Y = R + G (-B).
Так что наличие в одной точке (точнее непосредственно вблизи друг друга) двух рефлекторов — голубого и желтого приведет к изъятию из белого света соответственно красной и синей составляющих. Остаточному цветом станет зеленый. В наших условных обозначениях
C + Y = B + G (-R)] + [R + G (-B)] = G.
Смешение голубого цвета с желтым дает зеленый. В тот же способ запишем
Или смешивания голубого с пурпурным дает синий, а пурпурный с желтым — красный. иллюстрацию этого явления приведено на рис. 3.11. Полученная цветовая модель называется субтрактивного (разностной) моделью CMY — по начальным буквам трех базовых цветов.
Отдельно рассмотрим способ воспроизведения черного цвета. Согласно модели CMY, его можно получить смешением всех трех базовых цветов, но это неэффективно прежде всего с экономической точки зрения. Грубо говоря, зачем выливать три банка цветных красок там, где можно было бы ограничиться одной банкой черной краски. К тому же синтез черной краски приводит к некоторым проблемам технологического характера, которые будут рассмотрены позже. Мы лишь заметим практической целесообразности дополнить трехцветную модель CMY четвёртой цветом. Полученная модель называется CMYK, где K взято из последней буквы слова blacK — черный.
Черная составляющая выделяется из трех других, взятых в равных частях. Но процесс смешивания цветов CMYK не совсем линейный. На рис. показано постепенное перенесение цветовых составляющих CMY в черную составляющую. Его можно считать удовлетворительным для офисных приложений, но художественные работы рассчитываются по более сложным зависимостям. Цифры под рисунками обозначают количества соответствующих красок в процентах.