Субтрактивная модель CMYK

До сих пор мы рассматривали свет, непосредственно созданное источниками света. Но тела, которые мы видим, могут, не излучая сами, отсвечивать свет от других осветителей. Окрашены разными красками поверхности, отсвечивают по-разному, поглощая определенную часть спектра. Если из полного спектра, удалить один из цветов, то цвета, которые останутся, называются цветовым дополнением.

Цвете и их дополнения приведены в таблице

Это свойство света используется при выделении определенного цвета с помощью светового фильтра, а также при распечатке на бумаге. При печати задача будет заключаться в создании с помощью отсвечивание на бумаге аналогов источников красного, зеленого и синего цветов. Для этого воспользуемся попарно смешанными цветами: голубым (cyan), пурпурной (magenta) и желтым (yellow). Дополнением к красному цвету является голубой (или сумма синего с зеленым), значит голубой рефлектор поглощать красную составляющую. Условно обозначим это как
C = B + G (-R).
Дополнением к желтому служит синий. Такие же соображения приведут к записи
Y = R + G (-B).
Так что наличие в одной точке (точнее непосредственно вблизи друг друга) двух рефлекторов — голубого и желтого приведет к изъятию из белого света соответственно красной и синей составляющих. Остаточному цветом станет зеленый. В наших условных обозначениях
C + Y = B + G (-R)] + [R + G (-B)] = G.
Смешение голубого цвета с желтым дает зеленый. В тот же способ запишем
Или смешивания голубого с пурпурным дает синий, а пурпурный с желтым — красный. иллюстрацию этого явления приведено на рис. 3.11. Полученная цветовая модель называется субтрактивного (разностной) моделью CMY — по начальным буквам трех базовых цветов.

Отдельно рассмотрим способ воспроизведения черного цвета. Согласно модели CMY, его можно получить смешением всех трех базовых цветов, но это неэффективно прежде всего с экономической точки зрения. Грубо говоря, зачем выливать три банка цветных красок там, где можно было бы ограничиться одной банкой черной краски. К тому же синтез черной краски приводит к некоторым проблемам технологического характера, которые будут рассмотрены позже. Мы лишь заметим практической целесообразности дополнить трехцветную модель CMY четвёртой цветом. Полученная модель называется CMYK, где K взято из последней буквы слова blacK — черный.

Черная составляющая выделяется из трех других, взятых в равных частях. Но процесс смешивания цветов CMYK не совсем линейный. На рис. показано постепенное перенесение цветовых составляющих CMY в черную составляющую. Его можно считать удовлетворительным для офисных приложений, но художественные работы рассчитываются по более сложным зависимостям. Цифры под рисунками обозначают количества соответствующих красок в процентах.