Социологическое исследование в основном производят в виде конкурса или лотореи с целью изучения характера аудитории сайта. Это необходимо для того, чтобы лучше приспособить оформление и наполнение сайта к потребностям аудитории.
Так молодежь и юношество любит яркие сайты с большим количеством графики, анимации и неформальным тоном изложения информации, людей науки привлекает минимальная графика и подробные, содержательные описания, а бизнесмены предпочитают вишкуаний графике и очень локаничних текстам. Социологическое исследование можно скрыть, предложив зарегистрироваться на сайте. А зарегистрированным пользователям предоставить возможность бесплатно пользоваться электронными версиями некоторых книг, сообщать их письменно о новых поступлениях, установить для них льготные тарифы при заказе книг и т.д.
Интересная информация: Страница со ссылками на интересные места в Internet часто добавляют, чтобы повысить популярность сайта, сделать его необходимым даже для тех, кто вообще не интересуется издательствами и книгами и попал на сайт случайно.
Адаптация электронных макетов на практике
Основной частью сайта, где в полной мере применяется методика адаптации электронных макетов, есть страницы, содержащие полную информацию о книгах. На каждую книгу может быть подано следующую информацию:
Обложка
Информация об авторе
Содержание
Аннотация
Предисловие
Отдельные отрывки или рисунки из книги
Отзывы в прессе
За какую цену можно купить книгу
Как дать рекламу на ее страницах.
Рассмотрим более подробно те из пунктов, которые создаются на основе электронного макета и требуют его адаптации.
Обложки и иллюстрации: для того, чтобы представить на странице обложку или рисунок, их берут с электронного документа и редактируют в программе типа Photoshop. Т.е. адаптируют существующую в электронном макете иллюстрацию к публикации в Internet. Зачастую меняют размеры, количество цветов и формат изображения. Ввиду того что сайт издательства содержит десятки, сотни таких изображений, нужно максимально уменьшить их размер, даже за счет качества.
Об авторе, содержание, аннотация, предисловие: эти пункты являются примером адаптации текста. Их отбор из текстовой части электронного макета должен, как уже отмечалось, проводиться по двум признакам: содержательность и лакониснисть. Перечисленные пункты действительно кратко передают все, что нужно знать о книге. Их объем должен быть небольшим, следует отобрать только самое важное из соответствующих разделов в книге.
Отдельные главы, разделы или полная версия книги: это информация которая чаще всего подается без особых изменений, поэтому очень целесообразно представить ее в формате PDF. Если, все же принято решение представить данную информацию, как HTML-страница, то следует учитывать, что страница может иметь несколько иной вид оригинала. Иногда целесообразно разделить очень длинные главы на небольшие подразделения, каждый из которых будет занимать 1-2 экраны, а затем организовать внутреннюю связь между ними. Могут быть случаи, когда, особенно для учебной или справочной литеретуры, придется менять всю структуру книги, чтобы сделать действительно интерактивной и удобной для пользователя Internet.
Выводы
Основная задача этой работы состояла в разработке методологии преобразования электронного макета в Internet-публикацию. В работе рассмотрена специфика представления информации в Internet, много внимания уделено проблемам адаптации текста и графических файлов, применению гипертекстовых технологий. Описаны основные принципы создания HTML-публикации, рассмотрены как возможную альтернативу — формат PDF. Указанные особенности представления электронных материалов издательств. Проведены исследования Web-сайтов издательств, при создании которых приходится адаптировать электронные макеты. На основе исследования предложена методика создания оптимального сайта. Предпринята попытка создать сайт издательства «Абрис» с использованием описанной методологии.