Роль государства в развитии информационной инфраструктуры

Для поддержания внутреннего спроса на ИТ федеральному правительству США пришлось инициировать масштабные государственные программы. Среди подобных программ были и такие, как «Проблема 2000 года», когда правительство США, подыгрывая своим компаниям, поверило в смертельной опасности «жука тысячелетия».

В результате достаточно работоспособна техника, выпущенная в 1996 г., но «не пидтримувавшая дат нового тысячелетия», была списана, а вместо нее были установлены новые машины «Y2K Compatible». В целом на решение этой проблемы в мире было использовано около 600 млрд. долл. Всего и конце 1990-х годов в США реализовывалось 425 федеральных программ, направленных на решение тех или иных конкретных социальных и экономических проблем на основе использования информационных технологий.

Во-первых, речь идет об информационных аспектах промышленной политики федерального правительства. Важным выводом промышленной политики США в ХХ веке можно считать принятую в конце 2000 г. конгрессом «Национальную стратегию стандартизации для США».

Во-вторых, необходимо отметить государственную поддержку информационных технологий, а также формирование на этой основе благоприятного для информационно-технологической промышленности имиджа ее перспективного развития. Среди направлений государственного спроса на информацию можно выделить:

1. Информационное обеспечение деятельности правительства и конгресса/
2. Военные направления: разведка, интеллектуальная оружие, связь с руководством вооруженных сил, защита информационных ресурсов, имеющих военное значение/
3. Направления двойного значения: государственная контрактная система, метеорология, организация контроля за воздушным движением, навигация, поисковые и спасательные системы, системы обязательной стандартизации и сертификации/
4. Невоенные направления: информационная инфраструктура прозрачного государственного делопроизводства (проект «Электронная государство»), специализированные ведомственные информационные системы, в том числе, налоговая, миграционная, система справочной и юридической информации по внутренней и внешней торговли и т.д. (Особое место в государственной политике США борьба с пиратством продукции отраслей американской «копирайт-индустрии» Такая борьба стимулирует легальный платежеспособный спрос на эту группу информационно-технологической продукции).

Правительство США, в роли менеджера корпорации Америка «, предъявлял масштабный спрос на информационные технологии с целью формирования на этой основе политического и культурного имиджа страны в целом. Еще во время президентской компании 1992 команда Клинтона — Гора сделала ставку на поддержку высоких, в частности, коммуникационных и информационных технологий. В 1993 г., практически сразу после победы на выборах, вице-президент Гор изложил точку зрения администрации на счет вопросы интеграции этих технологий в единую национальную информационную систему (National Information Network). Гор не был первым, кто раскрыл широкой общественности возможности использования телекоммуникационных и информационных ресурсов. Но он был первым, кто вынес эти идеи на рассмотрение принимающих решения американских политиков.

К 1996 г. в ходе новой президентской компании Клинтон и Гор укрепили свои позиции по этому вопросу, активно поддержал проведение федеральной технологической политики и обеспечил финансирование широкого круга исследований и разработок в сфере информационных технологий. В середине 1990-х годов администрация Клинтона приняла на себя функцию «главного штаба реализации стратегического курса страны в вопросах науки и техники», а также полную ответственность за инвестиции в новейшие технологии, за поддержку не только фундаментальных, но и прикладных исследований.

Существенное влияние имели информационные технологии на позицию демократов на президентских выборах 2000 года. Особое значение имела проблема негативности федеральных властей к распространению на Интернет принципа «универсальные услуги», а также вопрос о роли федерального правительства в развитии информационной инфраструктуры.